«В советское время было больше стыда, а слова имели больше веса»

Один из любимейших отечественных актеров Виктор Проскурин 12 февраля провел творческую встречу с саранскими зрителями в Русском драматическом театре. Харизматичная личность. Необычная. Яркая. Разговаривать с ним непросто. Воспитанник старой театральной школы не выносит формальностей и отличается необыкновенно философским мироощущением. Своими мыслями он поделился с ТАТЬЯНОЙ МИХАЙЛОВОЙ.

...Перед началом мероприятия актер пытается включить в гримерке электрический чайник, но розетки расположены слишком высоко, шнура не хватает... «Секундочку, сударыня... Сейчас что-нибудь придумаю, — Проскурин ставит стул на стол. — Я был в Саранске 25 лет назад. Город сильно изменился с тех пор, но в какую сторону — скажут лишь ваши внуки... За последние 20 лет актерские встречи со зрителями ушли в прошлое. Но, думаю, на этот раз что-нибудь получится... Не хочется, чтобы все вышло на манер «Камеди клаб». Люди уже видели все это, наелись свободы. Серый волк в стрингах уже никому не интересен (смеется — «С»). Хочется говорить всерьез о театре, которому нужен новый современный материал... Нет, я не мню себя Сухомлинским или Макаренко, но зритель не должен думать, что все хорошее в театре закончилось...»

За театром Олимпийских игр наблюдаете?

— Постольку поскольку. Спорт меня не особо интересует. Кто-то любит ходить на трибуны, чтобы кричать! Но я не из таких... Кстати, когда хоккей стал искусством, эта игра заиграла другими красками! Начали появляться умные, мыслящие спортсмены... Вот я ничего не понимаю в биатлоне. Если стрелок промазал, говорю: «Как жалко...» Смотреть на тяжеловесов — тоже грустно. Эти вспотевшие фигуры, напряженные жилы... А вот когда демонстрируется красивый футбол, мне совершенно неважно, кто играет. Главное — чтобы были элементы искусства!

В 1990-е годы стали не востребованы многие хорошие актеры, а вы, напротив, много снимались. Что вам помогло?

— Не знаю... В тот период искусство кино не приобрело особой ценности. Снимали все подряд. Думаю, эту совершенно особую эпоху еще долго будут изучать. Слишком мало времени прошло, чтобы ставить какие-то положительные или негативные оценки. Пришло же время, когда мы начали изучать большевистскую революцию и вспоминать о белой гвардии, которая эмигрировала из страны. И в 1990-е были такие же процессы! Многие из России просто свалили, понимаете?! Но мы, сударыня, не будем говорить об этой истории. Еще не пришло время таких слов...

А как вы можете оценить советский период?

— Не надо торопиться с выводами... Скажу лишь одно: тогда было больше стыда, а слова имели больше веса! Сегодня один товарищ говорит о другом: «Он меня наколол вчера, так прикольно было!» Понимаете? Недавно артист из «Камеди клаб» заявил: «Жванецкий — не смешной». Ну, да, конечно... Во-первых, Жванецкий и не пытается всех рассмешить. Он в первую очередь — литератор! В его иронии есть некое сожаление и тоска, что сейчас не воспринимается... И Владимир Высоцкий — прежде всего поэт. Его песни невозможно повторить. Теряется весь накал! А чтобы их понять, нужно многое пережить... Дело не в том, что в советское время существовала партийная цензура, нет... Тогда была внутренняя мера вещей. Человек мог сам поставить себе оценку, иногда жесткую. Сегодня в общей массе народ не так стыдлив. В толпе легче совершить подлость, а всем хочется пошкрябать...

Вспоминается сильнейшая сцена в картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс», где вы с Алексеем Петренко разыгрываете в орлянку главную героиню...

— Вот видите, все повторяется. А вспомните «Окаянные дни» Бунина — то же самое! Автор писал их и боялся, прятал листочки, ведь большевики сразу бы его расстреляли! А что они могли понять в его слоге? Иван Бунин писал об атмосфере революции в целом. Там быдло-матросы расстегивали ширинки и мочились на виду у барышень. Те отворачивались и слышали громкое ржание вслед! Елки-палки, вот «Камеди клаб», «Дом-2» — то же самое! Сегодня многие вопрошают: «Ну, сколько можно выпускать плохое кино?» И слышат в ответ: «Извините, рейтинг!» А откуда он складывается, этот рейтинг? Или актеры сетуют: «Какой дурацкий сценарий!» Ну, создайте свой профсоюз и откажитесь сниматься. Но этого не происходит! И не будет, потому что придут другие артисты и скажут: «А нам все равно!»

Но существует же Гильдия актеров российского кино...

— Да, но нет организации, которая защищает их права. Как выясняется, профсоюзная организация существует, но бездействует! Опасно, если такой профсоюз наберет силу. Вот СМИ говорят: «Во Франции забастовали работники метрополитена. Метро встало на 8 часов». При этом парижане не кричат: «Вы козлы и дураки!», они прекрасно все понимают, одобряют: «Правильно, ребята!» Садятся в наземный транспорт и добираются на работу. Это вам не Майдан, где кто-то занимается подстрекательством. Надо знать свою историю и те же самые права... А у нас юристов — как собак нерезаных, которые только и знают, как отсудить ботинки... Вот сейчас фишка такая: защита достоинства. А есть ли в России это достоинство, которое надо защищать?!

Жаль, что сегодня вы меньше снимаетесь в кино...

— Сниматься много — это три серии за три дня! В прошлом году подготовили неплохой сериал «Бессонница». Там задействована хорошая обойма актеров. Как всегда в этом жанре, кто-то кого-то убивает, обманывает...

Виктор Алексеевич, вы были пять раз женаты. Скажите, нужно ли сохранять отношения в браке, когда уходят чувства?

— Никто никогда не может сказать за кого-то. Человек сам проходит свой путь. Сколько людей — столько ситуаций. Кто-то прожил всю жизнь в мучениях, но почему-то не требовал развода... Кто-то застрелился по этому поводу... Думаю, если мужчина и женщина совместно приходят к финалу любви, значит, нужно все заканчивать и не страдать. Любовные чувства меняются, органично переходят из возраста в возраст. Появляется что-то другое, новое. А уж если станет совсем плохо... Знаете, как в стихотворении: «Мы друг другом насытились быстро, страсть угасла, а нежность растаяла... Будто сделан случайный выстрел, просто так, не по правилам...» Рекомендаций быть не может.

Как вы восприняли фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»?

— Не осуждаю авторов, но вообще картина мне не по душе. Главный вопрос — пил или не пил. Так уж у нас повелось. В фильме нет ничего, кроме наркотиков и пьянки. А какой у человека внутренний мир? Это никого не интересует. Ладно, будем считать, что Владимир Семенович уже стал классиком...

Р.S. Творческая встреча состоялась в рамках сотрудничества Кинофонда РМ с Госфильмофондом РФ.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО:

Виктор Проскурин родился 8 февраля 1952 года в казахском городе Атбасаре. Детство прошло на окраинах Москвы. Ассистент режиссера киностудии им. Горького заметил мальчика в театральной студии во Дворце пионеров и предложил сняться в фильме «Орлята Чапая». В 1973 году окончил театральное училище имени Щукина. Работал в Театре на Таганке, в Ленкоме, в театре им. Ермоловой. Известность получил после ролей в фильмах «Сокровища Агры» и «Выйти замуж за капитана». Очень заметными стали работы в картинах «Большая перемена», «Пиковая дама», «Жестокий романс», «Военно-полевой роман». Пишет стихи. Женат пятый раз. Дважды дедушка. Дочь Александра — актриса.

 
По теме
Источник фото: https://e-mordovia.ru В рамках подготовки к празднованию Дня Победы улицы столицы Мордовии украсят портретами фронтовиков, вставших на защиту своей Родины от немецко-фашистских захватчиков в 1941-1945 годы.
В Мордовии подвели итоги специальных рейдовых мероприятий на транспорте - Вечерний Саранск Сотрудниками УФСБ России по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными МВД и Росгвардией с 11 по 19 марта проводился внеочередной этап совместной спецоперации «Анаконда»,
Вечерний Саранск
Гепатит С - вирусное заболевание, которое может протекать в острой и хронической форме, притом частота хронизации этой инфекции очень высока: до 85% случаев.
Роспотребнадзор