«Русский рэп перестал быть музыкой протеста. Он стал попсой!»

«Русский рэп перестал быть музыкой протеста. Он стал попсой!»
Выступление ST стало одним из ярких событий на Фестивале болельщиков в Саранске. Фото: Жанна Ларцева (Столица С)
«Русский рэп перестал быть музыкой протеста. Он стал попсой!»
Уроженец Москвы был рад встрече с Саранском. Фото: Жанна Ларцева (Столица С)
ST убедил Николая Кандышева в том, что кто-то из российских рэперов обязательно попадет в учебники литературы. Фото: Артем Артамонов (Столица С)
«Русский рэп перестал быть музыкой протеста. Он стал попсой!»
Популярный исполнитель учится быть простым и понятным. Фото: Артем Артамонов (Столица С)
Фото: stolica-s.su
© Жанна Ларцева

Популярный музыкант Александр ST Степанов — ​о пользе мундиаля, превращении России в футбольную страну, отношениях с родителями и своих шедеврах

10 июля на фестивале болельщиков Александр ST Степанов «раскачал» Саранск! Концерт собрал более 5,5 тысячи слушателей. Они ощутили «Гравитацию». Получили «Крылья». 15-летняя фанатка прослушала лекцию «Рекомендуем». А потом все дружно пошли «Ко дну». Популярный музыкант рассказал Николаю Кандышеву о своем пятом студийном альбоме, культурной разнице песен «Жизнь без войны» и «Мало половин» и непростых отношениях с родителями.

«С»: Ваш личный рейтинг событий прошедшего чемпионата мира?

— Естественно, победа сборной России над сборной Египта. Это было главное событие, потому что тогда стало ясно, что наши футболисты впервые выйдут из группы. Вечером после игры мы гуляли по Никольской (московская улица, ставшая очень популярной во время мундиаля — ​«С») и там было потрясающее торжество… На втором месте — ​победа над сборной Испании. Эта виктория стала неким прощеным воскресеньем для российского футбола. Когда лично мной простились все прошлые неудачи. И все несостоявшиеся «сухари» Игоря Акинфеева оказались забыты ради одной игры, в которой он отбил два пенальти. Также я пообещал больше никогда ни одного плохого слова не говорить про Артема Дзюбу, потрясающе себя показавшего на этом чемпионате.

«С»: А про Федора Смолова найдутся в ваших лексических закромах плохие слова?

— Ни в коем случае. У каждого человека бывают плохие и хорошие дни. Порой получается так, как получилось у Феди. На него, действительно, были возложены большие надежды перед турниром и не безосновательно. Иначе откуда бы взялись такие надежды. Но во время самой игры пошло что-то не так. Однако я уверен, он еще себя проявит.

«С»: Можно ли сказать, что выступление сборной превратило Россию в футбольную страну?

— Попадание нашей сборной в ¼ финала стало началом новой футбольной эры. Во-первых, молодежь увидела, что мы можем играть на уровне сборной Испании. Во-вторых, футболисты осознали, что за самоотдачу и борьбу на поле ты получаешь всенародную любовь. Это доказывает матч со сборной Хорватии. После него я не слышал ни одного негативного отзыва об игре наших футболистов. Безусловно, находятся диванные эксперты, которые говорят, что «можно было сыграть лучше». Так выйди и сыграй! Что ты дома-то сидишь? Я очень хочу, чтобы стадионы, построенные к чемпионату мира, не простаивали. Это касается и Саранска. У вас очень красивая «Мордовия Арена». Я приезжал к вам на концерт, когда стадион только начали возводить… Отмечу, что развитие футбола во многом зависит от региональных властей… Надеюсь, после мундиаля наши игроки — ​вроде того же Головина — ​переедут в Европу. Денис Черышев способен заменить Роналду в «Реале». Одно дело сидеть на банке, когда на твоей позиции Криш, и совсем другое — выходить на поле и доказывать, что ты достоин места в основном составе. Голы, забитые Денисом, просто шикарны! Хочется, чтобы наши ребята уехали и показали себя, как ранее это сделали Аршавин и Павлюченко. На их место придут молодые и голодные до побед футболисты.

«С»: Одно из самых ярких впечатлений чемпионата — ​иностранные болельщики, которые сильно отличаются от наших. Изменится ли культура боления в России?

— Она уже изменилась. Это было видно по трибунам на матчах плей-офф. Россияне отлично приняли болельщиков из других стран. За что я поначалу сильно переживал… В Москве неоднократно становился свидетелем того, как россияне помогали иностранцам. Так было на Никольской и во время Фан-фестов в других городах. Мы научились у иностранцев относиться к футболу, как к празднику. Из-за того, что у нашей сборной не было больших достижений, не было повода распевать «Катюшу» на стадионе. Мы только и могли кричать «Россия, Россия!». В сериале «Бригада» был момент, где Саше Белому предлагали надеть галстук. Он отвечает: «Я, что, ​клоун такое носить?» У нас как раз такое предубеждение и царило. Будто, если наденешь кокошник, то ты словно клоун. А тут появились «заедаки». (Тройка с хот-догами, одетая в кокошники, которые стали мемом после матча Россия — Испания — ​«С») На трибунах стали встречаться иваны грозные и прочие персонажи. То есть наши болельщики поняли, как можно по-настоящему болеть за свою сборную.

Выступление ST стало одним из ярких событий на Фестивале болельщиков в Саранске. Фото: Жанна Ларцева (Столица С)

«С»: Продолжиться ли это на матчах чемпионата России?

— У нас с футбольной культурой все отлично. Особенно, когда речь идет о топовых командах вроде ЦСКА, «Зенита» и моего любимого «Спартака». Думаю, что будут больше приходить обычные зрители. Они поймут, что футбол это не битье друг друга, а целая культура. Пропадет некое опасение от боления футболом. А фанаты у нас и так заряжают здорово! На уровне Англии.

«С»: А как же матерные и расистские выкрики, раздающиеся из фанатских секторов?

— Но вы же видели поведение наших игроков и главного тренера во время матчей. Можно было прочесть по губам, что кричали Дзюба или Черчесов. Русский мат является неотъемлемой частью великого русского языка. Особенно в те моменты, когда эмоции зашкаливают. В эти минуты ты, действительно, не можешь сдержаться…

«С»: Как вы объясните своим детям, с которыми пришли в фанатский сектор, соответствующие выкрики в отношении чернокожих игроков ЦСКА?

— Когда ты идешь с ребенком на трибуну, отдаешь себе отчет, куда направляешься. Все очень просто. Всегда можно объяснить такие вещи с юмором или закрыть ушки ребенку. Сказать: «Вырастешь, тогда тебе можно такое говорить!» Но фанатские трибуны не место для детей. С ними нужно пойти в центральные сектора, где удобные места с подогревом и никто не мешает наслаждаться футболом.

«С»: Можно ли сравнить чемпионат мира в России с Олимпиадой 1980 года?

— Естественно. Нынешний чемпионат мира — ​абсолютно историческое событие. Изменилось отношение к российским футболистам. Также мы получили много новых дорог и стадионов. Артисты приехали выступать в города, где раньше не появлялись. Люди посмотрели как на наших, так и на западных звезд. Не знаю будет ли… Забыл слово. Взрыв рождаемости?

© Жанна Ларцева

«С»: Демографический?

— Да, спасибо большое! У меня что-то сегодня вылетают слова. Сколько у нас появилось много замечательных ролевых игр?! Как армяне под видом аргентинцев пристали к японке, оказавшейся калмычкой! (Улыбается — ​«С») Люди стали придумывать что-то интересное.

«С»: Этот чемпионат мира изменил отношение всего мира к России?

— Да. И коренным образом. Мы смотрели матч с Египтом в хинкальной. Рядом были американцы. Я спросил: «Почему вы приехали, если сборная США не играет?» Они ответили, что, во‑первых, хотели увидеть праздник, а во‑вторых, понять, правильно ли преподносят образ России американские СМИ. Выяснилось, что в действительности все по-другому. Ко всему прочему, они попросили принести стейк и салат «Цезарь». Но я заказал им хинкали и рассказал, что это такое… Иностранцы увидели, что на улицах в России доброжелательные люди, а не медведи. Если не считать реально нелепую пиар-акцию какой-то рекламной компании, когда мишка ездил на машине. Я недавно был в Ницце и зашел в магазин. Продавец спросил: «Where are you from?» Мы ответили: «We from Russia!» А он: «О, водка, поехали!» И побывав в России, иностранцы поймут, что водка — это не поехали! Водка — ​это давай!

«С»: А чем еще, помимо нынешнего футбольного успеха, могут гордиться россияне?

— «Ладой», конечно… (Громко смеется — ​«С») Нашим автопромом. Да нет. Шучу… Наши главные достоинства — ​русская душа, гостеприимство и единство, которого нет ни у кого. Мы это продемонстрировали всему миру.

— А ракеты? — ​шепотом подсказывает музыканту его менеджер Павел.

— Ну это понятно. Мы это уже показали, но раньше! (Хохочет — ​«С»)

Уроженец Москвы был рад встрече с Саранском. Фото: Жанна Ларцева (Столица С)

«С»: Можно ли гордиться русским рэпом?

— А почему бы и нет? Меня узнавали на улицах иностранные болельщики и просили сфотографироваться. Они просто услышали мое выступление на Фан-фесте. Думаю, благодаря мундиалю наша музыка ушла за рубеж. Ведь в культурной программе было много классных исполнителей. Уровень вполне приличный. Мало в чем уступает западному. Просто иностранцам очень сложно воспринимать русский язык. А я, например, то же самое могу сказать о немецком. Но многие российские артисты удачно выступают за границей.

«С»: В одном из интервью вы утверждали, что русский рэп умер…

— Yes! Я очень переживал за интервью, где произнес эти слова. Такое громкое заявление сделал, а никто не заметил. Наконец-то! В любом интервью нужно что-нибудь такое произнести, и сразу это помещается в заголовок. Русский рэп умер в своем первоначальном виде. Перестал быть музыкой протеста. Даже, когда я начинал, все было значительно проще. Хотя в то время еще били за широкие штаны. И все били рэперов — ​металлисты, панки, рокеры, скинхэды и милиция! Никто рэперов не любил. А мы пытались продвинуть музыку, выходя на телевидение, на какие-то сцены. Интернет в то время был развит не так сильно. Сейчас же рэп повсюду. У тебя есть большие концертные площадки и для этого тебе ничего не надо делать. В итоге рэп стал попсой. Сейчас есть ST-рэп, Баста-рэп, Элджей-рэп. Сюзанна и Мальбэк тот же. Бандэрос и Бьянка… Все, где есть речатив, это рэп. Раньше же все было четко разграничено. Лигалайз, Bad Balance и Децл имели свой, четкий стиль. Сейчас все хотят быть рэперами. Поэтому рэп умер. Умер как культура, пропагандировавшая какие-то идеи. Работая над новым альбомом, я пытаюсь вернуть смысл в тексты. Для меня рэп в первую очередь — ​разговор со слушателем. Как со мной раньше разговаривали «Многоточие» и Лигалайз. Их песни помогали жить. Сейчас мне хочется давать слушателям нечто большое, чем просто сочетание звуков и букв. Хотя опять же, если возвращаться к вопросу о востребованности русской музыки на Западе, то там нужно именно это. Иностранцы ведь не улавливают наших смыслов. Им нужно, чтобы красиво звучало и можно было потанцевать. Сейчас идеальный выход на Запад у творчества MiyaGi & Эндшпиль, Скриптонита. Это хорошая музыка, где голос идет в дополнении звуку, лишний раз его не нагружая. Хотя в текстах того же Скриптонита можно поразбираться.

ST убедил Николая Кандышева в том, что кто-то из российских рэперов обязательно попадет в учебники литературы. Фото: Артем Артамонов (Столица С)

«С»: Может ли кто-то из российских рэперов попасть в учебники литературы?

— Может. Но это покажет время. Кстати, насколько я знаю, в учебники уже попал Александр Васильев. (Солист группы «Сплин» — ​«С») Мы привыкли перечислять: Бродский, Есенин… А как же Высоцкий и Цой? Они тоже поэты. Хотя кто-то назовет их творчество мелодекламацией. Что касается поэзии… Когда три года назад я начинал делать проект #суперстихи, направленный на продвижение молодых авторов, то надо мной многие посмеялись. Говорили, что поэзия умерла. Она перетекла в рэп, рок. Однако прошло три года, и я вижу, как поэты ездят по городам и собирают стадионы не меньше рэперов. Поэзия живет. А кого будут проходить в школах — ​угадать сложно. Мы все знаем Сергея Есенина, но не знаем Николая Клюева. Хотя если бы не было Клюева, не было бы Есенина. Играет немаловажный фактор и для поэтов, и для музыкантов: кто и как закончит свою жизнь. Ушел поэт на заре творчества или в зрелом возрасте.

«С»: А почему так происходит?

— Мы недавно рассуждали на эту тему. Очень странно, что такие талантливые люди как Цой, Высоцкий, Тальков, Круг уходят раньше старческого возраста. Но я не знаю ответ.

«С»: Может, творческая личность сгорает быстрее?

— Не знаю, возможно! Пушкин бы прожил дольше, если бы не был таким задирой.

«С»: Ваш первый альбом «Сто из ста» вышел в 2008-м. Кардинально ли поменялась Россия за последние 10 лет?

— Хм… Я просто пытаюсь правильно сформулировать мысли… Поменялась. Причем в лучшую сторону. Хотя были и тяжелые моменты. Но мы идем совершенно правильным путем. Это показывает, как изменилось отношение к России на международной арене. Оно стало гораздо серьезнее. Пусть местами это выливается в «нас боятся, значит, уважают». Ну и пусть. Главное, нас боятся и уважают! Нет железного занавеса. Мы открыты всему миру. И у нашей молодежи… Неужели я могу говорить «молодежь»?! Уверен, что нашим подросткам сейчас проще и интереснее, чем в 2008 году. Молодежи гораздо легче расти и самореализовываться.

«С»: Раньше родители осуждали ваше музыкальное кредо. Этому был даже посвящен трек «Мама» 2008 года. А сейчас отношение поменялось?

— Призываю всех родителей, которые могут случайно прочесть это интервью: «Закладывайте фундамент общения с вашими детьми с самого детства! Потому что потом будет поздно». У меня сейчас в семье оттепель. Но я все равно не домашний. Мне сложно постоянно поддерживать связь с семьей. Я вижу, как моя жена Ассоль общается со своими родителями. Они на созвоне и у них все классно — ​любовь! У меня все не так. Для меня каждый раз испытание и разговоры по душам и хождение в гости. Но я с удовольствием и большей радостью езжу к своей бабушке Марье Сергеевне. Очень скучаю по другой бабушке Виктории Лазаровне, которая умерла. Наверное, потому что я больше общался с ними в детстве. Действительно, поддерживаю связь с семьей благодаря Ассоль. Она за это очень радеет. Мама и папа через нее на меня выходят. Что касается музыки, то, естественно, отношение родителей изменилось, когда это занятие принесло первые деньги. Но не в том плане, что они сказали: «О, мы сейчас на тебе заработаем, сынок!» Просто увидели, что я не сдохну с голоду. Это все серьезно, а не хиханьки-хаханьки и спущенные штаны. Когда мамины подруги видят Сашу то на Первом канале, то на «России», мама и папа испытывают определенную гордость. Я очень рад этому.

© Жанна Ларцева

«С»: Вы проводили четкую градацию ваших альбомов, деля их на Детство, Отрочество и Юность. К какому периоду будет относиться новый, пятый по счету?

— Зрелость. Осознанность. Сегодня я могу и заглянуть в будущее, и оглянуться в прошлое, переосмыслив его.

«С»: У вас есть шедевр на века?

— Хороший вопрос! В песне «Тишина» была такая строчка: «И я рад, что стихи мои меня переживут». На что один сайт написал: «Ой, ST, конечно, очень сильно загнул». А я написал, что останется диск, а теперь еще и книга. Рэпер против музыки», которую Александр Степанов издал в начале года — ​«С») Песня «Иду ко дну», пожалуй, то, что меня переживет точно. Слушатели пишут, что она помогла им в определенный момент жизни. И это придает сил…

«С»: А недавний трек «Жизнь без войны» можно отнести к категории шедевров?

— Это, конечно же, шедевр! (Смеется — ​«С») Я действительно очень люблю эту песню и за нее радею. Наверное, я плохой продажник. Кстати, важный момент. По моему мнению, музыканту гораздо полезнее быть богатым, чем бедным. Потому что, если ты бедный, то тебе приходится подстраиваться под вкусы слушателя. А когда ты богатый, то реально занимаешься творчеством. Не думаешь о том, где жить и чем питаться. Но считаю, что не нужно постоянно кричать на каждом углу: «Какая гениальная у меня вышла песня!» В случае с «Жизнью без войны» сначала появилось стихотворение… Когда? Ужас… В тот момент по телевизору выступал какой-то политик. По-моему, Жириновский. И он нес такую пургу по поводу войны. Мне стало неприятно и обидно. Я пошел на балкон и написал это стихотворение.

Популярный исполнитель учится быть простым и понятным. Фото: Артем Артамонов (Столица С)

«С»: Короткометражный фильм на трек «Жизнь без войны на «Ютубе» собрал более 230 тысяч просмотров. Клип на вашу же песню «Мало половин» Ольги Бузовой посмотрели более 30 миллионов раз. Не обидно?

— Обидно. Но сейчас будет немного тщеславная фраза. Все кушают в «Макдоналдсе»?

«С»: Нет, не все.

— Я образно говорю… Больше, чем ходят в рестораны. Чем больше ты хочешь слушателей, тем более доступными для их восприятия должны быть треки. Наверное, это моя проблема, что не смог донести «Жизнь без войны» до более широкой аудитории, чем в случае с «Мало половин». Но я люблю обе эти песни и считаю хорошими произведениями. Поверьте, очень сложно писать произведения типа «Фая нет вай-фая». Быть простым и понятным мало кому дается. Это замечательно получается у Сергея Шнурова. Я этому пока только учусь.

«С»: Если представить русский рэп в виде горы Рашмор. Кого бы вы поместили на нее из русских рэперов? И были ли вы среди них?

— Во-первых, я очень скромный. Во-вторых, не умею себя продавать. Я бы туда себя точно не поместил. На что моя любимая, конечно, возразила бы и тут же высекла в граните мой лик! (Улыбается — ​«С») Она за меня очень радеет. Но вернемся к горе рэпа. Итак — ​Баста, Guf и группа CENTR, Влад Валов (он же Мастер ШЕFF) и… Дэцл… Нет, все-таки Руставели. Если бы там было пятое место, то отдал бы его Тимати, который смог пройти путь от «Плачут небеса» до самого крупного бизнесмена в рэп-индустрии.

 
По теме
«В Тамбов едем побеждать» - Столица С Регулярный чемпионат Студенческой хоккейной лиги (СХЛ) завершен, начинаются сверхзахватывающие поединки на вылет.
Столица С
В Мордовии подвели итоги специальных рейдовых мероприятий на транспорте - Вечерний Саранск Сотрудниками УФСБ России по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными МВД и Росгвардией с 11 по 19 марта проводился внеочередной этап совместной спецоперации «Анаконда»,
Вечерний Саранск
Гепатит С - вирусное заболевание, которое может протекать в острой и хронической форме, притом частота хронизации этой инфекции очень высока: до 85% случаев.
Роспотребнадзор