Вечером 12 октября даже внезапно, примерно за полчаса до начала спектакля, вырубившееся по всему окрестному кварталу электричество и вызвавшее некоторое замешательство у театрального подъезда не помешало представлению «Старшего сына» по пьесе Александра Вампилова.
Другой «Старший сын»
Позже в разговоре с корреспондентом «ИМ» народный артист РФ Сергей Сосновский признался: «Я вообразить себе не мог, что сыграю Сарафанова. Мысли такой не допускал, особенно после великой киноработы Леонова. Но это – гениальная драматургия, и, конечно, сыграть Сарафанова хотелось. Прошли годы, но мало что поменялось в отношениях отцов и детей. Я уверен на сто процентов, что такая история возможна и сегодня. Всегда найдется, казалось бы, чужой тебе человек, который поймет и воспримет твою боль».
Хотя «Старший сын», поставленный Константином Богомоловым, принципиально отличается от всем известного фильма с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым. Драматургическая версия притчи о блудном сыне в «Табакерке» превратилась в рассказ о встрече двух времен – нашего и недавно прошедшего.
В самой пьесе в должной пропорции имеется все, что нужно для захватывающего, щемящего душу театрального действа. Прекрасно выписанные характеры, мелодраматическая коллизия, редкая в серьезной драматургии ХХ века водевильность (тут вам, пожалуйста, и юный влюбленный, и его взрослый циничный соперник, и любовь между братом и сестрой, которые оказываются не братом и сестрой). И надо всем этим – тема отца и сына, архетипическая, задающая сюжету множество возвышенных смыслов.
При этом спектакль «Табакерки» зрительно воссоздает характерный дух времени – оттепельного, душевного, щедрого. В сценографии Ларисы Ломакиной угадываются типовая хрущевская пятиэтажка и знаменитая кухня (кстати, со специфическими натуральными запахами кислых щей, свежего огурца, лука!), где решаются все семейные и несемейные вопросы. Но главный нерв спектакля – все же не в театральной реконструкции времени. Юрий Чурсин играет свалившегося как снег на голову «старшего сына» замкнутым, колючим, поначалу вымещающим на Сарафанове свою безотцовщину, а потом проникающегося к нему искренним сочувствием.
Однако в традиционной трактовке Бусыгин оказывался, в конце концов, реальной нефальшивой частью приютившего его семейства. Не биологическим, но духовным сыном своего отца. А в спектакле «Табакерки» герой Чурсина не способен отдаться ни любви, не ненависти, зато легко принимает правила игры. Он и внешне в своем сером костюме с непроницаемым лицом-маской не похож на Сарафановых и обитателей соседних квартир. Его Бусыгин готов влюбиться в мнимую сестру и урезонить взбалмошного «брата», и затянувшаяся шутка его тяготит. Тем не менее, возникает ясное ощущение, что он неизбежно уйдет из оттепельного мира так же стремительно, как пришел в него. Он не останется в семье Сарафановых. Ни физически, ни душой. История получилась очень жесткая - с постоянным сквозняком, будто продувающим старое жилье, и с неизбывным одиночеством практически каждого из героев.
Лучшая актриса Ирина Пегова мечтает о гастролях в Саранске
Во второй вечер саранская публика увидела «Рассказ о счастливой Москве» по неоконченному роману Андрея Платонова. Спектакль заслужил две «Золотые маски» в 2008 году: за «Лучшую работу режиссера» - Миндаугас Карбаускис и «Лучшую женскую роль» - Ирина Пегова, известная многим по фильмам «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Подруга особого назначения», «Варенька». Восхищение, испытавшие зрители от игры столичных актеров, словами не передать. И практически никто не заметил осипшего голоса Пеговой – так звонко говорила её героиня.
- Я ввелась в спектакль за месяц до премьеры. И сначала не могла поверить, что смогу справиться с языком такой сложнейшей конструкции. А я уже до этого играла Платонова - в спектакле «Фро». И было такое впечатление, что иногда соврешь слово, и, кажется, что Платонов на том свете переворачивается! – не скрывает актриса своего отношения к платоновскому тексту . - Потому что нельзя его слова заменить ничем, настолько они точны.
Публику она поражает заразительной искромётной эмоциональностью, лёгкостью и пластичностью, ничуть не смущаясь своей пышной фактурности. В беседе с журналистами Ирина рассказала, что не мыслит жизни без физкультуры, в детстве занималась гимнастикой и сейчас обязательно старается не меньше трёх раз в неделю ходить на фитнесс. Обожает большой теннис и фигурное катание. К слову, в детстве мечтала быть фигуристкой, но в их небольшом городке Выкса, что в Нижегородской области, такой возможности просто не было. А ещё она хотела быть оперной певицей, но, поступив на факультет драматического актёрского мастерства, крепко влюбилась именно в эту профессию. Кстати, пятилетняя дочка Пеговой и артиста Дмитрия Орлова - Танечка - тоже намерена продолжить актёрскую династию.
- Я не против, - говорит Ирина. - Если есть желание и способности - пожалуйста! Я часто беру ее на гастроли, она живет за кулисами, уже прямо рвётся выйти на сцену на поклоны (смеётся).
От съёмок в кино Пегова сейчас отказывается. «Готовлюсь к премьере в Театре Маяковского в спектакле по Островскому «Волки и овцы», который также ставит Миндаугас Карбаускис. У меня там очень ответственная роль. Не хочу распыляться. Ведь съемки отнимают много времени и сил. А я не люблю халтурить, надо выложиться полностью. И как нарочно тут же повалило много предложений от кинопродюсеров. Но я пока воздержусь, хотя велико искушение».
Пегова тоже успела совершить небольшую культурную экскурсию по городу, посетила Музей Эрьзи. Но её истинный восторг вызвали новый Музыкальный и Национальный театры:
«Поразительно, что у вас в республике строят такие великолепные театры, по архитектуре и интерьеру не уступающие московским и зарубежным. С удовольствием ещё приехала бы сюда на гастроли! У вас отличные сценические площадки, да ещё и не одна, а сразу несколько!»
Наблюдения «Хироманта»
Миллионы зрителей воспринимают Юрия Чурсина как «Хироманта» Сергея Рябинина или Алексея Чернова по кличке Малёк из криминального телесериала «Побег». Хотя сам актёр заверяет, что ни одного фильма, где снялся (а их на его счету более двух десятков. – Авт.), он целиком не видел.
«Конечно, в процессе съемок мы осматриваем рабочий материал на мониторе, но чтобы усесться дома перед экраном, - нет ни времени, ни потребности. Соглашаться или не соглашаться на съёмки в том или ином фильме, решает моя жена, - пошутил Юрий Чурсин. - А если серьёзно. Я не пользуюсь услугами агентов, как сейчас модно. Просто смотрю, насколько интересный сценарий, предложенная история, как внутренне меняется герой, да даже сколько костюмов у него по ходу действия. Интересно играть непохожие образы».Между прочим, в отличие от большинства коллег, обычно предпочитающих перед выступлением беречь силы, не покидая гостиничного номера, Чурсин прогулялся по центральным улицам Саранска, подметив для себя ряд типичных местных особенностей. И, несмотря на глобальную современную архитектурную модернизацию, актёр, с присущей ему проницательностью – не иначе сказывается профессиональная квалификация его киноперсонажей! – сделал вывод, что национальная мордовская культура базируется на языческих традициях.
PS: К сожалению, на сей раз не удалось полностью реализовать задуманный проект «Лучшие спектакли в городах России». Как пояснила руководитель проекта Наталья Яневская, изначально планировалось привезти в Саранск четыре спектакля, отмеченных «Золотой маской», но по финансовым причинам ограничились лишь двумя. Хотя насколько востребовано у местной публики хорошее искусство, как нельзя лучше свидетельствуют переаншлаги на представлениях «Табакерки». Два вечера зрители сидели не только на приставных стульчиках и банкетках, но даже на ступеньках в партере и бордюрах бельэтажа.
Мила МЕЛЬНИКОВА.
Источник: Известия Мордовии
18.10.2011 21:43