Современный театр находится в постоянном поиске новых имен — будь то артисты, режиссёры или драматурги. Нередко ради «разговора на одном языке» со зрителем создатели спектаклей обращают своё внимание на тексты современных авторов, считая, что классический материал потерял свою актуальность или слишком много представлен на сцене. Однако и в числе произведений классиков русской и советской литературы есть те, что наиболее близки современному зрителю по тематике, по нравственной идеологии и по обстоятельству времени. К таким произведениям можно отнести пьесу Александра Вампилова. 5 декабря в Русском драматическом театре прошёл закрытый показ спектакля «Прощание в июне». Лирическая комедия посвящена философскому подтексту. Как выбрать между любовью и блестящей академической карьерой? Всё ли в этом мире покупается и продаётся? Подробности – в материале Елизаветы Янькиной.
Фото: Мария Сисяева I Столица С«Прощание в июне» — это лирическая комедия в двух действиях, написанная в 1964 году, рассказывающая нам о судьбе студентов – выпускников. С этой многоактной пьесы, по мнению исследователей, Вампилов «начинается как драматург». Мы застаём главных героев на распутье, в важный период становления личности, когда определяется дальнейшая судьба и совершается не только профессиональный выбор своего пути, но и нравственный. В этой истории параллельно развиваются несколько сюжетных линий. Студенты Букин (арт. Никита Феоктистов) и Маша (арт. Виктория Нестерова) играют свадьбу. Всё идёт не так, как они задумывали, и праздник срывается. На протяжении всей пьесы, проходя через различные испытания, им суждено понять, что любовь и семья – это самые главные ценности, связывающие воедино разные характеры…Подающий большие надежды молодой студент Колесов (арт. Денис Михеев) и дочь ректора Таня (Валерия Надеева) влюбляются друг в друга, но отец девушки против их союза, так как за избранником водится репутация свободолюбивого и бесшабашного «хулигана». Ректор Репников (засл. арт. РМ Игорь Дьячков) когда-то сам подавал большие надежды и тоже был неуступчив, но выбрал другой путь – не первооткрывателя и ученого, а более степенный путь профессора – теоретика, и именно поэтому Колесов, выступая зеркалом, отражающим все несбывшиеся мечты будущего ректора, так и раздражает его. Репников ставит главного героя перед выбором: остаться с Таней и исключение из университета, или расстаться с возлюбленной, но получить диплом.
Фото: Мария Сисяева I Столица С Фото: Мария Сисяева I Столица С Фото: Мария Сисяева I Столица С Фото: Мария Сисяева I Столица С Фото: Мария Сисяева I Столица СОдновременно с этим развивается и ещё одна линия – линия Золотуева (народный артист РМ Алексей Тимин). Когда-то давно его поймали на взятничестве и осудили на срок, и с тех пор в его голове зреет только одна мысль – «мало дал». Освободившись, всю свою жизнь он положил на то, чтобы заработать большую сумму денег и доказать, что всё в этом мире покупается и продается, вопрос лишь в цене. В этот момент и переплетаются судьбы Колесова и Золотуева…В спектакле Александр Вельмакин поднимает темы семейственности, дружбы, любви, самопожертвования и нравственного выбора. С одной стороны, режиссёр стилизовал классику, представил действительность в настоящем времени, иногда в метафорическом аспекте, используя девиз «Стильно. Модно. Молодёжно». Удачно созданными кажутся декорации и другие элементы сценографии, например, театральные костюмы, подчёркивающие современность. С другой стороны, постановщик пытается добиться психологической правды. На видеоэкране транслируются эмоции героев, при этом артисты поворачиваются к залу спиной.
Ещё одна занимательная деталь — сцену свадьбы удалось снять во Дворце бракосочетания в Саранске. Такое решение позволяет режиссёру подчеркнуть реалистичность разыгрываемых событий и в то же время создать комедийную ситуацию в самом начале спектакля. Приём не новый – его часто используют в российском кинематографе. На злобу дня вспоминается дебютная полнометражная картина Жоры Крыжовникова «Горько!»
Атмосфера спектакля напоминает комедии Жоры Крыжовникова, где на первый план выходит юмор, но почему-то хочется плакать.