Прихожане храма Казанской иконы Божией Матери на Светотехстрое посетили Свято-Успенский Вышенский монастырь в Рязанской области. Паломническую группу возглавил клирик прихода иерей Максим Зеленков.
«Мы помолились за молебном с акафистом святителю Феофану Затворнику, приложились к его святым мощам и к чудотворному Богородичному образу - Казанскому-Вышенскому. После Литургии прошла экскурсия по обители», - рассказали паломники.
Поселок Выша находится у самой границы с Мордовией. Восточнее, уже в нашей республике, есть чуть больший, одноименный населенный пункт с таким же названием.
Административно Выша входит в состав Шацкого района. Безусловно главной духовной и социальной доминантой и села, и всего района является Успенский монастырь. И обитель, и её самый известный насельник - святитель Феофан Затворник – тесно связаны с Мордовской землёй. Вплоть до административно-территориальной реформы первой половины XX века западная часть современной республики (Темниковский уезд, Зубово-Полянская, Торбеевская и множество других волостей Спасского уезда) относилась к Тамбовской губернии. Приходы и монастыри этих территорий, как и скопинские церкви и обители, находились в введении Тамбовской епархии (в XVIII веке к ней же относился и Саранск!). Четыре года епископом Тамбовским и Скопинским был будущий святой Феофан Затворник, прежде, чем принять древнейшую в России Владимирскую кафедру. Известно, что беспрецедентное прошение образованнейшего и успешного в управлении архиерея о покое вызвало крайнее удивление у Священного Синода. Прошение об увольнении его на покой было удовлетворено 17 июня 1866 года, – с назначением его настоятелем в Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но уже 19 сентября по его просьбе он был уволен от управления монастырём.
Первые шесть лет своего пребывания в Вышенском монастыре он не уединялся окончательно, хотя ему был выделен отдельный флигель. У него даже возникала мысль вернуться к активной епископской деятельности, и ему в 1872 году даже было предложено принять в управление Московскую епархию. В 1872 году ушёл в затвор, сначала на время поста, затем на целый год, после чего было принято решение о полном затворе. Устроив у себя в келии домовую Богоявленскую церковь, он служил в ней в воскресные и праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно.
С 1873 года занимался переводами аскетических книг; смиренно писал о себе: «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Когда его посетил тамбовский губернатор, Феофан единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видел иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нём «степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая». Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое.
Святитель Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал события 1917 года. Скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал.
Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и мирян Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».
В 1920-е годы, во время богоборческих гонений, монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Мощи святителя Феофана в эти годы безвременья находились на своем месте, в поруганном Казанском соборе.
Осенью 1972 года под руководством профессора МДА игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий) совершили поездку в Вышенскую обитель. По воспоминаниям протоиерея Георгия Глазунова, отец Георгий (Тертышников) несколько раз приезжал в Вышу – сначала один, как паломник, а потом уже вместе с игуменом Марком и Евгением Диденко втроем. Вместе с иереем Георгием они отслужили панихиду над поруганной гробницей епископа Феофана и решили вывезти из полуразрушенного храма честные останки святителя.
Иерею Георгию пришлось договориться с кладовщицей, что приедут гости, якобы исследователи, чтобы она открыла склад. Позже он вспоминал:
«Взяв фонарик, мы спустились с отцом Елевферием в склеп, очистили мощи. Потом начали перебирать, пальчиками перекладывать все частицы мощей с места на место, в итоге все собрали полностью – и позвоночник, и косточки. Затем стали под метелочку собирать остатки праха, который уложили в целлофан. Нашли и Евангелие, которое лежало у владыки на груди. Оно было как новое, только при раскрывании листочки ломались, видимо, из-за сырости; но печать совсем новая, будто только-только положили. Я передал это Евангелие отцу Марку. Мощи перенесли ко мне домой. Ко мне же домой за мощами приезжал высокий мужчина в очках – доверенное лицо отца Марка. Он все упаковал в клееночки, аккуратно уложил в чемодан. Так мощи были перенесены в лавру».
По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова), останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором лавры. По воспоминаниям архимандрита Елевферия, их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения Патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди.
В 1988-м году мощи епископа Феофана в небольшом гробе переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. Здесь, под сенью, в новой гробнице, они находились в течение 14 лет.
На Поместном cоборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деяниях Собора отмечалось:
«Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности».
29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.